• РФ 153024 г. Иваново, ул. Спортивная, д. 21
  • 8 (4932) 34-81-75
  • interdom@mail.ru

ОТЗЫВЫ УЧИТЕЛЕЙ


Здравствуйте, дорогие коллеги, подписчики страницы!
Меня зовут Федосенко Екатерина Владимировна. Я филолог, психолог, кандидат психологических наук. Работаю в сфере образования около 25 лет, в проекте Международный проект «Российский учитель за рубежом» уже второй год в Узбекистане.
На мой взгляд, и как показывают отзывы узбекских коллег, проект очень важный и нужный. Его гуманитарная миссия бесспорна. Мы не только стараемся совместными усилиями поднять уровень русского языка у детей Узбекистана, но и отдать дань нашему общему прошлому, не забывая историю, которая дорога каждому и российскому, и узбекскому дому.
Проект даёт возможность межкультурного обмена, погружение в традиции нашего братского народа и актуализации русской культуры.
Средствами проекта я стараюсь развивать общий кругозор школьников, комплексное развитие личности каждого ребёнка.
Огромное значение имеет проект и для профессионального обмена, профессионального развития учителей республики. На совместных научно-методических семинарах, круглых столах, конференциях мы общими усилиями обсуждаем и решаем актуальные вопросы образования.
У проекта, на мой взгляд, особое значение имеет и его социальная миссия. Совместно с узбекскими коллегами стараюсь создавать развивающие обучающее пространство для детей и учителей, привлекая все сферы общества - культурно-просветительскую (библиотеки, музеи, Русские дома), научно-образовательную (университеты, НИИ, центры повышения квалификации учителей), государственное и муниципальное управление (отдела хокимьята), чтобы совместными усилиями продвигать и развивать межкультурное взаимодействие, русский язык и русскую культуру во взаимосвязи с богатейшей узбекской культурой и ее историческим наследием.

Хочу выразить погромную благодарность организаторам проекта, который реализуется совместно с национальными министерствами образования стран-партнёров с 2017 года (Базовой площадкой реализации проекта является ФГБОУ «МЦО «Интердом» Е. Д. Стасовой»), за уникальную возможность служить людям, нести нашу общую миссию в Узбекистане.
Сейчас я работаю в Хиве - исторической жемчужине Узбекистана. Мои ученики очень любят учить стизи на русском языке, поэтому делюсь отрывком из последнего.



Мероприятия, посвященные месяцу русского языка школы №60 г.Кувы Ферганской области Республики Узбекистан.
📝Цель – повышение интереса к русскому языку и культуре, России, укрепление статуса русского языка как языка международного общения, формирование мотивации для развития познавательной деятельности учащихся, развитие спонтанной речи и языковых навыков в изучении русского языка как иностранного.
...С благоговеньем прикасайся
К тому , чем ты вооружён ,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком

Воздушно лёгок , сочен , вкусен ,
Суров и нежен , многолик ,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык... С.Скачко.



Быть в центре внимания — большое испытание. О жизни и работе учительницы из России в Ташбулаке


Надежда Милентий — одна из российских учителей, приехавших в Узбекистан в рамках программы "Класс!". С сентября прошлого года она преподает русский язык в общеобразовательной школе № 32 в городе "Ташбулак" Наманганской области. Здесь она стала местной знаменитостью, к наставнику относятся с особым уважением.

В Узбекистан позвала сказка

Побывать в далеком солнечном крае Надежда мечтала с детства. На маленькую Надю, которая рано научилась читать, большое впечатление произвела узбекская сказка о двух сестрах – реках Амударья и Сырдарья, разлученных и тосковавших друг о друге.

— В родительском доме была богатая библиотека и однажды я нашла на стеллажах старенькую книжку – "Сказки и легенды народов СССР". Помню потрепанный переплет, желтоватые страницы и рисунок, изображающий печальные лица девушек, — вспоминает Надежда. — Сказка о сестрах потрясла меня до глубины души, я плакала над их судьбой. Боялась, что меня также разлучат с моими сестрами. Мама успокаивала и говорила, что это всего лишь сказка, и когда я вырасту, обязательно смогу увидеть и Сырдарью, и Амударью.

Узнав о возможности отправиться в Узбекистан, Надежда долго не раздумывала. Собралась в дорогу, хотя и не имела особого представления в каких условиях предстоит жить и работать.

— Разумеется, мое желание было вызвано, в первую очередь, стремлением поделиться своим педагогическим опытом и принести пользу Международному образовательному проекту "Класс!", — продолжает Надежда Милентий.



В первый же месяц своего пребывания в Узбекистане она побывала на берегах Сырдарьи. Надежда признается, что ей трудно передать свои чувства, когда она наконец-то своими глазами увидела Сырдарью — красивую, полноводную, стремительную. Теперь осталось побывать на Амударье, чтобы узнать, как ей живется в разлуке со сказочной "сестрой".

"Местная достопримечательность"

Узбекистан встретил Надежду теплом во всех смыслах этого слова. Сентябрь радовал солнечными днями, а люди — добротой, искренностью и гостеприимством.

— На следующий день после приезда в "Ташбулак" я пришла в школу, а там – праздник! Дети пели и танцевали под   "Катюшу", читали стихи на русском языке. Учителя приветствовали, интересовались, как я добралась, хорошо ли себя чувствую, — вспоминает Надежда. — Я очень переживала, как пройдет первая наша встреча, будут ли рады российскому преподавателю. Волновалась, оказывается, зря!

"Ташбулак" и кишлаки, которые к нему прилегают, по словам нашей героини, дают понимание традиционного уклада, которым живут и который сохраняет и передает из поколения в поколение узбекский народ

— Даже на самых отдаленных от центра улицах всегда очень чисто, все убрано и подметено. Хозяйки топят печки, пекут в тандырах лепешки и самсу, — рассказывает учительница из России. — Часто общаюсь с Зулейхой, работающей техничкой в нашей школе. Она рано овдовела. У нее очень большая семья: дети, внуки. Живут трудно, в доме нет газа и воды. Но сколько у них искренней радости, когда к ним приходят гост

С теплотой отзывается Надежда и о другой своей новой подруге – Василе. Она также следит за чистотой в их школе. В первые дни пребывания на новом месте Василя показывала, где находятся магазины, ходила на рынок, знакомила с   торговцами.

—Теперь даже водители "дамасов" знают, кто я, откуда приехала, где работаю и где живу, — улыбается Надежда.

Российского педагога восхищает в жителях Узбекистана стремление как можно чаще проводить время с родными.

— Я присутствовала на нескольких свадьбах, на которых сотни гостей были друг другу родственниками. В стране большое количество многодетных детей. У нас, к сожалению, утрачиваются такие традиции. Четверо и более детей в российских семьях – нечастое явление, — делится Надежда.

Сидеть на курпаче еще не научилась

Первые несколько недель были сложными, — признается педагог. Оказалось, что постоянно быть в центре внимания — то еще испытание!

— Когда начались уроки в школе, все вошло в обычный ритм: дом – работа - дом. Мне очень повезло с узбекскими коллегами. Они всегда рядом, постоянно спрашивают о моих делах, помогают в решении бытовых проблем, приглашают в гости, — рассказывает Надежда. — Это очень трогательно, ведь они понимают, насколько трудно долгое время жить вдали от своих родных, своей страны.

Привыкнуть к местному укладу жизни она пока не смогла. И еще не научилась подолгу сидеть на курпаче. Спина и ноги начинают болеть уже через 15-20 минут. А вот романтики в ее жизни стало больше.

— У нас регулярно отключают электричество по вечерам. Стараюсь не унывать: зажигаю свечу и устраиваю романтические вечера с книгами, моими самыми верными спутниками во время долгих путешествий. Люблю такие моменты. Когда в доме только я и книги. Снимаю их с полки, листаю, читаю, смотрю в окно, в ночь, — рассказывает Надежда Милентий.

Педагог признается, что не перестает восхищаться многими сторонами в отношениях между жителями Узбекистана.

— Вскоре после моего приезда вся республика отмечала День учителя и наставника. Я столько лет работаю в системе образования, но никогда и нигде не видела такого почтительного отношения к учителям, к их нелегкому труду, — говорит Надежда. — Их чествования длились несколько дней. В Узбекистане общество очень ценит преподавателей.

"Учить язык, на котором говорят ученики"

Педагог из России считает своих узбекских коллег невероятно талантливыми учителями. Они, по словам Надежды, отличаются неутомимой энергией и творческим подходом в обучении русскому языку, "живут" школьной жизнью своих маленьких учеников.

—   Гульмира Нишанова, Малика Юлдашева, Роза Ишкильдина – наставники с большой буквы. У всех учителей этой школы есть искреннее желание повышать свой профессиональный уровень, осваивать инновационные методы в методике преподавания русского языка как иностранного. Я оказываю своим узбекским коллегам всю необходимую методическую и профессиональную поддержку. У нас есть несколько интересных образовательных проектов, которые, надеюсь, удастся совместно реализовать до конца учебного года, — делится наша героиня.

Наставнику из России в Ташбулакской школе создали все условия для работы. Предоставили просторный и светлый кабинет для занятий со школьниками, необходимое техническое оборудование, ноутбук. 

Директор школы Шоира Обиджановна устраивает регулярные коллективные "вылазки" по историческим местам, в горы, в музеи, в соседние города. Надежда с коллегами побывала   в Наманганской центральной библиотеке, где им показали коллекции уникальных книг, много изданий было на русском языке. На первом этаже сотрудники библиотеки организовали выставку книг национальных поэтов Навои и Бобура.  Надежда признается, что впервые в жизни держала в руках книги этих величайших просветителей.

Школа еще новая, в ней обучаются с первого по восьмой классы. Надежда Милентий преподает русский язык начиная с третьеклассников и заканчивая выпускниками. В начальной школе есть также несколько классов с русским языком обучения, хотя сама она — национальная. Надежда любит своих учеников, а они отвечают ей взаимностью.

— На первых же занятиях установились доверительные отношения. Дети чувствуют искреннюю любовь взрослых, их в этом обмануть невозможно. Что привлекает учеников в учителе? Добрый взгляд, улыбка, располагающий голос и одобрение их даже самых скромных успехов в учебе, — продолжает Надежда.

Наставник прекрасно понимает, что изучать один из самых сложных мировых языков – выразительный, могучий русский язык, с богатейшим словарным запасом — очень непросто. Еще сложнее обучать русскому языку детей, не обладающих элементарными   знаниями, которые русскую речь впервые услышали только в школе. Но у ее ребят есть мотивация, а это важнее всего.

— Дети интересуются Россией, русской культурой, музыкой, обычаями. У нас нет языка-посредника. Дети в основном русский не понимают. Выход вижу простой: учить язык, на котором говорят мои ученики, — улыбается Надежда. — Они начинают выступать в роли учителя. Для них это сначала было похоже на игру, но только увидев старательность и заинтересованность своего российского преподавателя выучить местоимения и глаголы, слыша, как учитель приветствует их на узбекском языке и может произнести несколько фраз на узбекском, они начинают очень серьезно относиться к учебному процессу.

"Класс!" шагает по стране

Надежда Милентий закончила Московский педагогический государственный университет, затем преподаватель русского языка и литературы училась в аспирантуре в Государственном институте русского языка имени Пушкина в Москве. Кандидат педагогических наук. Помимо работы в учебных заведениях, несколько лет работала в Олимпийской сборной России переводчиком и преподавателем русского языка как иностранного для иностранных тренеров и спортсменов, приглашенных в Олимпийскую Федерацию по конькобежному спорту. Проходила стажировку в Южной Корее, в Сеульском лингвистическом университете. Преподавала русский язык как иностранный в высших учебных заведениях России и за рубежом. В качестве ведущего специалиста по учебно-методической работе Центра языкового тестирования и содействия миграционной политики Государственного института русского языка имени Пушкина, проводила сертификационные экзамены по русскому языку в Венгрии, в Испании, в Италии, в Греции. Является членом Гильдии Словесников России.

Своим коллегам, которые также собираются приехать в Узбекистан по программе "Класс!" советует изучать историю страны, в которую планируют отправиться.

— А еще, начинайте учить язык, находясь у себя на родине. Любите вашу работу, совершенствуйтесь в профессиональных компетенциях. Учитесь быть терпеливыми и сильными. В Узбекистане вас могут ожидать не только бытовые трудности, но и сложные климатические условия, — говорит Надежда Милентий. — Но это не страшно. Ведь в этой солнечной стране, вы встретите гостеприимных и радушных людей, обретете верных и надежных друзей и единомышленников. Но самое главное, встретите самых улыбчивых и смышленых учеников!

Программа "Класс!" в Узбекистане — это совместный проект Министерства просвещения России и Министерства народного образования Узбекистана по подготовке учителей русского языка, поддержанная   благотворительным фондом Алишера Усманова "Искусство, наука и спорт". Он был запущен в октябре 2020 года. На первом этапе в страну были отправлены 32 методиста, которые провели тестирование среди учителей и учеников с   целью выявления уровня владения русским языком и качества его преподавания в школах Узбекистана. С сентября 2021 года 170 специалистов из России приступили к внедрению новой апробированной программы обучения русскому языку в общеобразовательных школах Узбекистана. Программа рассчитана на 10 лет. Она затронет около 30 тысяч узбекских учителей. В рамках проекта в страну приедут 1000 российских педагогов.

"Класс!" — часть большого Международного проекта "Российский учитель за рубежом", направленного на продвижение русского языка и российского образования за пределами России. Он реализуется совместно с национальными министерствами образования стран-партнеров с 2017 года. Базовой площадкой проекта является ФГБОУ "МЦО "Интердом" Е. Д. Стасовой".

За это время учителя обучили свыше 10 тысяч ребят, получив благодарственные письма и многочисленные грамоты за вклад в развитие системы образования от российских и зарубежных властей.

В 2019-2020 учебном году по проекту выехало за рубеж – 98 учителей, в 2020-2021 учебному году — 170, на 2021-2022 учебный год запланирован выезд более 270 учителей.

В Таджикистане российские педагоги преподают математику, информатику, физику, химию, биологию, географию, русский язык и ведут начальные классы.   В Киргизии – также русский язык, химию, математику и физику.

В Узбекистане преподают русский язык как иностранный.

Источник  публикации: https://plov.press/blogs/all/byt_v_tsentre_vnimaniya_bolshoe_ispytanie_kak_uchitelnitsa_iz_rossii_zh...